Центр «Радость»

6 ноября 2010 года настоятель прихода храма Святаго Духа протоиерей Георгий Бирюков издал приказ
о создании православного детского Центра духовно-нравственного образования районного масштаба «Радость».
Задачи православного детского Центра
1.Религиозные:
  • организация присутствия семей из сел на богослужениях в действующем храме Святаго Духа и, по возможности, помощь в организации проведения богослужений в поселках;
  • организация более широкой миссионерской деятельности по всему району;
  • организация паломнических поездок детей с их родителями по Калининградской области и по России;
2.Научные, учебно-методические, социальные, организационно-воспитательные –
  • наработка методик работы с поселковыми детьми, детьми школы-интерната;
  •  организация и проведение в поселках православных кружков духовно-нравственного возрождения;
  • лагерей, праздников;
  • социальная, материальная помощь в поселках;
  1. Рекламно-информационные:
  • оповещение по школам, домам культуры о работе православного семейного образовательного Центра;
  • создание фильмов о приходе, православных слетах, Крестных ходах и прочих мероприятиях, проходящих на приходе Святаго Духа г. Нестерова;
  • освещение работы Центра в местных и, по возможности, в областных СМИ.
Актуальность создания Центра:
  • Так как прихожанами храма небольшого городка являются и люди окружных поселков и их дети, т.е. целые православные семьи, которые редко бывают в храме по причине отсутствия транспорта, то перед нами встала задача катехизации в поселках. До сего дня работа с детьми в поселках велась эпизодично и больше сводилась к тому, что мы старались организовать их присутствие на наших праздниках. Теперь, вследствие передачи Церкви некоторых зданий, возникла возможность организации регулярной работы в разных поселках нашего районного муниципального образования православного детского и даже семейного Центра.
  • Прихожанами храма являются дети школы-интерната №8. Школа-интернат №8 для детей сирот или лишенных родительской опеки, с патологическими заболеваниями. В интернате работает кружок православной культуры. Однако одной группы кружка явно недостаточно. Необходимо изыскать возможность создания еще двух групп или в рамках интерната, или в рамках Воскресной школы. Мы, прихожане храма, стараемся оказать этим детям особое внимание и помощь в социальной адаптации. Уже несколько человек взятых в свое время под нашу особую опеку в период окончания интерната и начала самостоятельной жизни встали на ноги, смогли создать хорошие семьи. Необходимо вести работу среди этих детей, ибо они находятся в особо сложном социальном и духовно-нравственном положении.
  • Расширение деятельности также требуется по причине организации регулярной миссионерской деятельности среди детей крещеных, но не церковных, и их родителей. До сих пор не хватало кадров и помещения для проведения такого вида работы. Теперь эти вопросы решаются.
  • До сих пор воскресная школа представляла собой одну – две группы приходских детей младшего и среднего школьного возраста. Теперь количество детей на приходе растет, родители детей дошкольников изъявляют желание определить детей в воскресную школу, что требует создания отдельной группы. Также и работа с прихожанами-старшеклассниками не должна прерываться, но принимать новые формы, интересные и полезные современному молодому человеку.
  • Церковь уже много лет оказывает социально-материальную помощь нуждающимся в поселках, где уровень жизни очень низок. Теперь, в рамках работы Центра эту работу можно вести более методично и регулярно.
Наш небольшой городок находится на периферии Калининградской области недалеко от границы с Литвой. Местное население, находясь вдали от современных мегаполисов с их суетой и яркими рекламами, слава Богу, в меньшей степени подвержено воздействию их разлагающего духа. Однако современное состояние «глубинки» нельзя назвать спасительным. После стольких лет активной атеистической пропаганды, уничтожения русских народных традиций, «глубинка» скорее находится в состоянии смертельного покоя, самоуничтожающего сна.  Проблемы села – это безработица, нищета (большой процент населения находится далеко за чертой бедности), отсутствие или бездействие духовно-культурных центров, удаленность от школ (во многих селах школы закрыты или работает только начальная школа). Закрыты медпункты, библиотеки. Отсюда истекает отсутствие целевой положительной направленности, бездействие,  безнравственность, алкоголизм, наркомания и прочие порочные наклонности в среде сельской молодежи. Единственный носитель «культурной» жизни – телевизор. В безобразных неблагоустроенных жилищах, замусоренных, неотапливаемых, обязательно сутками светится голубой экран.
Таким образом, народ, в среде которого сейчас живет и проповедует православная церковь, находится в тяжелом духовном и социальном кризисе.
Воспитание каждого ребенка – это огромный труд. Современная жизнь пронизана антихристианским духом, а опыт православного воспитания невелик. Сталкиваясь с трудностями и проблемами, мы смогли сделать вывод, что для успешного существования воскресной школы необходимы три условия: соборность, как ступенька к Любви, радость Веры и Надежда на помощь Божию.
На наш взгляд жизнь воскресной школы – это совместное духовное строительство педагогов, детей и родителей, которое и дается опытом совместной молитвы, совместной работы, совместного отдыха (праздников, паломничеств), т.е. соборности. В постепенном расширении круга участников, совместных дел, интересов, приходит понимание, что общая духовная жизнь родителей с ребенком, общая вера, являются необходимой опорой семьи. Именно соборность помогает преодолеть одиночество, создает такую духовно-культурную среду, которая содействует выработке программы семейной жизни, приводящей ко спасению всех членов семьи. Таким образом, соборность воскресной школы должна стать средством для обретения соборности в семьях.
Для того чтобы ребенок любил Бога, любил Церковь – у него должен остаться положительный опыт обучения в воскресной школе. Значит, наша задача помочь обрести радость Веры, молитвы, радость Спасения души, единения с Богом. Наша задача найти готовые методики, выработать свои, опираясь на имеющийся опыт. Поэтому Центр мы решили назвать «Радость».
Все сие возможно, только если все мы педагоги, родители, дети будем находиться в едином духовном пространстве, считая главным учителем Учителя Господа нашего Иисуса Христа. Ибо педагоги, как и родители, могут рыхлить почву и поливать её, не забывая, что взращивает Господь. Отсюда третье необходимое условие – Надежда на помощь Божию.
Каждый ребенок нашей школы стоит в самом начале своего жизненного Пути, а тем паче, Пути к Богу; во-вторых, несмотря на то, что Воскресная школа при храме действует с небольшими перерывами уже 16 лет, однако такой глобальной, соборной семейной цели перед собой мы еще не ставили.