16 февраля 1683 года (6 февраля по ст.ст.) – в этот день в Москву прибыл известный богослов, выходец из Кенигсберга Адам Зерникав. В столицу России его привело горячее стремление послужить России и Православию. Зерникав родился в Кенигсберге в 1652 году. Отец Адама – выходец из Гольштинии, золотых дел мастер, мать — немка, урожденная Фамм, дочь кенигсбергского золотых дел мастера. После смерти в 1658 году своего отца Адам воспитывался у второго мужа матери, также золотых дел мастера Гофмана. Со смертью матери в 1666 году Адам хотел оставить школу, но, видя его успехи, учителя убедили Зерникава продолжать курс, а затем поступить и в Альбертинскую академию. Здесь Адам слушал право, политику, медицину и, главным образом, богословие под руководством ученейших профессоров Дрейера и Зедлера. Эти два преподавателя известны были критичным отношением к лютеранству. В стенах Кенигсбергского университета они заводили какую-то свою особую протестантскую секту. Так, кенигсбергский профессор Дрейер, будучи сам вроде бы протестантом, учил студентов уважать авторитет одной восточной, то есть православной, церкви, а также авторитет Вселенских соборов и святых отцов. В Альбертинской академии Зерникав смог прочитать написанное в Гельмштадте Митрофаном Критопулом, протосинкеллом Константинопольского патриарха, «Исповедание веры Восточной церкви». Оно произвело на него глубокое впечатление. Окончив курс академии, Адам занялся изучением римского права в университете в Йене, и раздумывая, какую бы выбрать карьеру, остановился на мысли ехать в Россию, «которая тогда не имела наук, но много благоприятствовала искусствам», как говорит Адам в своей автобиографии. С целью быть полезным в России он, кроме римского права, занялся математическими и военными науками, читая в то же время с увлечением и отцов восточной церкви, в собрании книг одного лютеранского пастора. Узнав, что в Оксфорде находятся во множестве творения отцов восточной церкви, как в рукописях, так и в отдельных изданиях, Адам поехал в 1677 году в Англию, поработал в библиотеках Оксфорда, Кембриджа и Лондона. В 1678 году переехал в Париж и в следующем году предпринял путешествие в Италию. В Италии Адам искал спутников для поездки в Россию, и, не найдя, решился ехать самостоятельно. Через Вену и Варшаву, он проехал в Вильно, где прожил зиму. В Вильно Зерникав познакомился со старым православным священником, который, узнав его желание ехать в Россию, дал Адаму рекомендательное письмо к архиепископу Черниговскому Лазарю. С этим письмом в 1680 году Адам явился в Чернигов к знаменитому Лазарю Барановичу и открыл свое намерение присоединиться к Православию и ехать в Москву. Но архипастырь советовал прежде изучить русский язык; узнав же, что Адам изучал и военные науки, рекомендовал его гетману, с целью удержать в Малороссии. Готовясь соединиться с Православной Церковью, Адам написал опровержение догматов протестантства, как исповедание веры своей. При этом он составил и опровержение доводов католика поляка Цеховского о происхождении Святого Духа, что сильно и давно уже занимало ум Адама; кроме того, в это же время он обработал трактат «О крещении». Писал еще Адам записки политического содержания. 20 сентября 1680 года Адам Зерникав был присоединен преосвященным Лазарем к православию, причем произнес при священнодействии символ веры по-латыни. Уже православным прибыл Адам в Киев, где настоятель лавры, архимандрит Иннокентий Гизель, был тоже обратившийся в православие протестант, и так же – уроженец Кенигсберга! Адам сблизился с ним и, воротясь в Чернигов, отправился оттуда с Димитрием, будущим митрополитом Ростовским, в Батурин, где представлялся гетману, уговорившему его вступить к себе в службу. С 9 января 1681 года Адам поселился в Батурине и, в ожидании летней военной кампании, могущей угрожать Батурину нашествием турецко-татарского войска, составил проект укрепления его по правилам фортификации. В том же Батурине в 1682 году Адам Зерникав, пересмотрев все свои богословские записи, составил на латинском языке трактат «О происхождении Святого Духа от единого Отца». Главное достоинство этой книги состояло в том, что она содержала подробные выписки из трудов святых отцов первых 10-ти веков христианства, а также все возможные богословские доводы против ложного учения Западной церкви о исхождении Святого Духа «и от Сына». Попутно Адам обличил западных богословов в подлоге и намеренной порче древних книг. В честь составителю должно указать, что все богословские споры он разбирал без ожесточения на противников и без бранных слов. Слог латинского языка в трактате Зерникава чист и плавен. Благодаря несомненным достоинствам трактат «О происхождении Святого Духа от единого Отца» был размножен многочисленными переписчиками и использовался в качестве учебного пособия в духовных училищах. Феофан Прокопович в своё время даже исходатайствовал от императора Петра Первого два именных Указа об отыскании и присылке подлинника сочинения Зерникава в Санкт-Петербург, для последующего издания. Выполнить задуманное Прокоповичу не удалось, но в личных бумагах Феофана после смерти его было найденное написанное им на латыни предисловие к этой книге. Впрочем, митрополит Киевский Самуил (Миславский) напечатал-таки труд Зерникава на латыни в двух частях, и, что любопытно – в Кенигсберге. Первая часть была издана в 1774 году, а вторая – в 1776 году. В 1797 году по именному Повелению императрицы Екатерины II трактат Зерникава также в двух частях был напечатан в Санкт-Петербурге на греческом языке. Русское издание увидело свет только в 1902 году, в типографии Почаевской лавры. Можно отметить, что по сей день трактат Адама Зерникава является ценным пособием для богослова, как свод умело и внимательно собранного материала. Закончив свой труд, Адам решил ехать в Москву служить царю Федору Алексеевичу, но смерть этого государя разрушила мечты Зерникава. Тем не менее, в 1683 году Адам побывал в Москве, с 6 февраля по 14 марта (по ст.ст.), и из виденного там вывел заключение, что поправить к лучшему положение свое службой в России не удастся, а поэтому решил вернуться в Малороссию. Потерпев неудачу, он написал в виде исповеди дошедшую до нас «Автобиографическую записку», сдал свои труды в библиотеку киевских митрополитов, а сам постригся в монахи. Это совершилось, вероятно, осенью 1683 года, потому что автобиография оканчивается 21 сентября этого же года. Скончался Адам Зерникав в 1692 году. О точном времени и месте кончины не известно. Вероятнее всего, что он закончил свою жизнь в Батуринском монастыре. В Калининграде память об уроженце Кенигсберга Адаме Зерникаве никак не увековечена.
Ссылка на источник записи: https://vk.com/wall641800990_9028